Геометрический символизм в айкидо
Олег Артеменко (журнал «Додзе» №4/2004 (24))
Что касается айкидо, то в символизме круга, треугольника и квадрата тесно связаны друг с другом два аспекта: философски-теоретический и технико-практический. Создавая «идеальное» боевое искусство, Уэсиба попытался соединить свое видение картины грандиозной «живой» Вселенной с утонченной техникой, способной устранить извечное противостояние людей друг другу и привести всё в мире к единой гармонии. Поэтому важно понять, что техническая база в айкидо, как нигде более, тесно связана с философскими построениями, которые часто оказываются более важными, чем «голая» техника.
Символика «треугольник–квадрат–круг» несет в себе также очень важную «техническую» нагрузку и является краткой формулой, выражающей основные технические принципы айкидо: ирими («вход в атаку»), тэнкан («поворот») и осамэ («контроль»). Сихан Фудзита Масатакэ вспоминает, что всегда, когда Уэсиба нужно было дать кому-то подробное объяснение техники, он прибегал к символике треугольника, круга и квадрата, которую считал единственно возможным объяснением: «Атака — треугольник, перемещение — круг, удержание — квадрат». «Точнее говоря, — продолжает Фудзита-сэнсэй, — треугольник — это тело [айкидока] в положении хамми, т.е. форма ирими, круг выражает принцип кругового вращения и базирующееся на нем перемещение, а квадрат символизирует устойчивость и стабильность, на которых основан контроль [над противником]».
Данную схему можно проиллюстрировать на примере техники иккё осаэ — «первого контроля». При атаке ребром ладони в лицо (сёмэн-ути) тори из исходного положения вполоборота к противнику (хамми) выполняет ирими, т.е. делает под углом к линии атаки укэ шаг вперед и блокирует его атакующую руку. Своей контратакой тори «вклинивается» в поток движений укэ подобно тому, как нос корабля разрезает волны. Символом этого действия является треугольник. Далее, выполняя поворот (тэнкан) на левой опорной ноге, тори пропускает укэ мимо себя.
Поскольку блок в айкидо – это, фактически, перенаправление движения противника, а не его жесткая остановка, как в каратэ, то под действием собственной инерции движения тори «закручивается» вокруг укэ по спиралеобразной траектории. Символически данное движение отображается в виде круга. В заключительной фазе приема тори проводит удержание укэ на татами путем воздействия на его локтевой сустав (иккё осаэ). Сущность данного действия — стабильность, устойчивость, контроль и внимание. Поэтому ему соответствует квадрат. Вообще тори должен сохранять устойчивое положение в заключительной фазе любого приема айкидо.
В своих комментариях Фудзита-сэнсэй говорит: «Бывает, человек забывает порядок технических действий, поэтому данная схема, отражающая базовую технику айкидо, помогает вспомнить правильную последовательность. Другими словами, символы «треугольник–круг– квадрат» говорят нам: «Приняв простую стойку и выполнив ирими , используем принцип кругового вращения и проводим надежное удержание». Далее сихан добавляет: «Основой для перемещений тай-сабаки служит исходная стойка. Руки движутся свободно по круговой траектории [вокруг тела при поворотах]. Ступни ног расположены под углом 45° друг к другу. Глаза смотрят строго на кончики пальцев передней руки, а не блуждают по сторонам. Голова — весьма тяжелая часть человеческого тела, поэтому если не следить за ее правильным положением, то легко потерять равновесие. Следующий важный момент — это «хара». Эту часть тела не следует напрягать, напротив, нужно расслабить ее и почувствовать устойчивость. Как бы вы ни двигались, именно в этом месте должен находиться центр тяжести тела».
Кто хочет подробнее почитать о символизме в айкидо — вам на сайт http://www.dao-nagual.net откуда и взят данный фрагмент.